Интервью с генеральным директором ООО «СТС» Михаилом Первышиным

Михаил Николаевич Первышин, генеральный директор ООО «СТС», рассказал о запуске нового производства титановых трубопроводов, работе на международных рынках и успехах компании в атомной отрасли.

— Михаил Николаевич, первый вопрос касательно запуска титановой технологии. Что это за технология? Как проходила подготовка к запуску нового для завода производства?

— Титан — это отдельная технология. Она используется в атомных станциях на определённые технологические системы. Морская вода применяется для проверки титана, потому что титан устойчив к коррозии в этой среде благодаря наличию прочной оксидной плёнки. Почему титан так нужен? Потому что морская вода агрессивная, и только титан выдерживает ту эксплуатацию, которая задана при строительстве западных станций.

Мы стали готовить участок в 2024 году. Инвестировали 250 миллионов рублей в него, в оборудование и в строительно-монтажные работы. Провели аттестацию технологии, провели аттестацию рабочих, которые занимаются мехобработкой, сборкой, сваркой титановых трубопроводов. Ну и, соответственно, в двадцать пятом году запустили это производство. Для СТС оно абсолютно новое. Очень маржинальные цены на титановые трубопроводы, на порядок отличаются от цен трубопроводов даже из нержавеющей стали.

Соответственно, у нас подписаны объёмы на 3-й и 4-й блоки АЭС «Аккую» (Турция) на титановые трубопроводы по 40 тонн на каждый блок. И сейчас мы взяли одну тонну поставки трубопроводов из титана для Куданкулам — крупнейшей атомной электростанции в Индии. В июне мы запустили уже полностью производство и произвели первые отгрузки трубопроводов из титановых систем.

— Немного печальная история Куданкулам ведётся с 1988 года, когда впервые Михаил Горбачёв и Раджив Ганди подписали международное соглашение. После распада СССР нашей экономике потребовалась перезагрузка в долгие 10 лет, чтобы восстановиться и начать многие проекты заново. Сегодня 2025 год. Прошло немало — 37 лет. Есть ли какие-то перебои с поставками, или теперь можно вздохнуть с облегчением, потому что всё идёт наконец-то по плану?

— Мы участвуем в поставке трубопроводов для пятого и шестого энергоблоков. Всё идёт по плану. Атомная отрасль в целом дело не быстрое, но мы на сегодняшний день не отстаём от заданного графика.

— А почему эта отрасль считается не быстрой?

— Во-первых, строительство атомных станций технологически очень сложное. Ведутся долгие проектные работы, проектные изыскания. Во-вторых, всем нам важна безопасность, безопасность каждой выстроенной системы. Даже на примере трубопроводов могу сказать, например, по поставке классовых трубопроводов, что уже на этапе изготовления даже сырья, труб, отводов ведётся контроль уполномоченными организациями каждой производственной точки.

Для обеспечения стопроцентных гарантий и качества сроки иногда приходится продлевать. Есть печальные примеры Чернобыля, Фукусимы, про которые все знают и помнят. Поэтому нет ничего плохого в перестраховке. Каждая перестраховка в этом деле — всегда время. Но и безопасность каждой жизни.

— Индия нам друг? В связи с внешнеполитическими нестабильностями, постоянными вспышками военной агрессии, мешает ли всё это нашему партнёрству и выполнению двусторонних обязательств?

— Индия — безусловно, наш друг. «Росатом» строит станции в большей степени в дружественных, даже с точки зрения сегодняшних ситуаций, странах. Это Индия, Бангладеш, Египет и др.

Но даже в странах НАТО, в Турции, где реализуется проект «Аккую», и в Венгрии, на АЭС «Пакш», стройки ведутся активно. То есть даже в этих странах, которые являются членами Североатлантического альянса, ведётся сотрудничество с «Росатомом», и продолжается строительство атомных станций.

— Почему станцию «Куданкулам» «Росатом» называет «Жемчужиной атомной энергетики»?

— Ну, я думаю, её так назвали, потому что в ней функционируют целых четыре действующих блока, шесть будут функционировать в перспективе — это большая доля энергобаланса Индии. АЭС «Куданкулам» даёт большое количество энергии для потребления. Для Индии это очень актуально. По данным отчёта World Economic Outlook, подготовленного Международным валютным фондом (МВФ), в 2025 году самая густонаселённая страна в мире — Индия, с населением 1,454 млрд жителей.

Естественно, у такой страны возникает большой спрос на электроэнергию. От этой станции зависит качество жизни населения. Я уверен, что именно поэтому используется такой эпитет.

— У кого нам пришлось перенимать опыт для такой плодотворной и непростой работы с разными технологиями и станциями?

— Мы перенимали опыт заводов, которые работали у наших акционеров до появления СТС. Часть наших ключевых сотрудников в СТС имеют опыт работы в «Росатоме», и, соответственно, весь этот опыт помог в создании тех компетенций, которые мы сейчас имеем.

— Как отреагировали конкуренты на наши успехи?

— Ну, я думаю, что такой технологический прорыв СТС для всех конкурентов был удивительным. Никто таких результатов быстро не достигал. Мне кажется, что наши конкуренты теперь за нами ещё пристальней наблюдают.

— В чём заключается девиз того, что МЫ — такие молодцы?

— В том, что МЫ — самая крутая команда!

 

О компании

ООО «СТС» — современное предприятие, специализирующееся на производстве высокотехнологичного оборудования для атомной отрасли.

Об интервьюируемом

Михаил Николаевич Первышин — генеральный директор ООО «СТС», руководитель с богатым опытом работы в атомной отрасли.

Об интервьюере

Егор Сергеевич Черкасов — автор и ведущий интервью, специалист по корпоративным коммуникациям.

Теги интервью:

  • Атомная энергетика
  • Технологические инновации
  • Международное сотрудничество
  • Промышленное производство
  • Титановые технологии